Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

"Фунциональная грамотность"

fg banner

Что такое «функциональная грамотность»?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

 

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

 

Нормативные документы

Федеральный уровень

Письмо_Минпросвещения_от_14.09.2021__03-1510_Об_организации_работы_по_повышению_функциональной_грамотности.pdf

04__О_материалах_для_формирования_и_оценки_функциональной_грамотности_обучающихся.pdf

Письмо_Министерства_просвещения_РФ_от_22.03.2021_04-238__Об_электронном_банке_тренировочных_заданий_по_оценке_функциональной_грамотности_.pdf

Приказ_Министерства_Просвещения_РФ_от_06.05.2019г.__219_Об_утверждении_методологии_и_критериев_оценки_качества_общего_образования_в_ОО.pdf

Региональный уровень

 Приказ_о_ФГ_1884_1.PDF

 

Муниципальный уровень

 

Уровень образовательной организации

План_школьных_мероприятий_по_формированию_ФГ.docx

Об_утверждении_плана_мероприятий.pdf

О_рабочей_группе_ФГ.pdf

О_проведении_диагностических_работ_по_оценке_ФГ.pdf

Об_участии_в_оценке_по_модели_PISA.pdf

728x90.gif.jpg